В XX веке получила развитие новая культура мышления, часто называемая методологическим мышлением. Этот стиль мышления требует явного предварительного описания, фиксации мыслительного инструментария (знаковых средств, понятий, теоретических посылок, методов и т.п.). Это тот шаг, на котором исследователь свободен выбирать те или иные мыслительные средства. На следующем шаге эти выбранные средства накладываются на имеющийся эмпирический материал, и результат этой работы уже жестко зависит от выбранных средств. Если средства оказываются неадекватными имеющемуся материалу или нашим практическим целям, то необходимо вернуться назад, пересмотреть исходный инструментарий и снова осуществить процедуры мышления - осмысление материала с помощью пересмотренного инструментария. Процесс познания состоит в непрерывной смене этих шагов.
По всей видимости, первопроходцами здесь оказались математики и философы-скептики. Философы-скептики долго объясняли, что теоретические представления - не выводы из эмпирического материала, а умозрительные конструкции, формы мысли, принимаемые априорно и накладываемые затем на имеющийся чувственный, эмпирический материал.
Математики же первыми перестали считать, что исходные постулаты их науки фиксируют некоторые факты или безусловные истины. Они стали рассматривать математические утверждения не безусловно, а в их связи с некоторыми исходными посылками. Одним из пионеров такого мышления был русский математик из Казани Н.И. Лобачевский (1792-1856). В 20-х годах XIX века он построил новую теорию, заменив одну из аксиом евклидовой геометрии на утверждение, казавшееся не просто ложным, но и абсурдным. Всю свою жизнь он доказывал правомерность сделанного им мыслительного шага, и лишь спустя десятилетия математика доросла до нового стиля мышления.
Это произошло с выходом математики на методологический уровень. Новая область математики, изучавшая математику математическими средствами, получила название исследований по основаниям математики. Эти исследования с нарастающей силой шли, начиная со 2-ой половины XIX века, и привели к смене стиля не только математического, но и логического мышления. Новая математизированная логика отказалась от идеи, что прежние способы рассуждений (получившие название классической логики) являются единственно правильными и допустимыми. Для современной логики важно не соблюдение тех или иных "классических" законов, а наличие или отсутствие связи (логического следования) между выводами и принятыми ранее способами рассуждения.
Один из первых прорывов нового стиля мышления за приделы математики произошел, как это ни странно, в Советском Союзе и связан с работой так называемого Московского логического кружка (МЛК). Эта группа была образована в 52-53 годах четырьмя молодыми людьми (в то время выпускниками и аспирантами кафедры логики философского факультета МГУ): А.А. Зиновьевым, Г.П. Щедровицким, Б.А. Грушиным и М.К. Мамардашвили. Далее этот стиль мышления культивировался в Московском методологическом кружке (ММК), образованном Щедровицким после распада МЛК в 57-м году.