К проблеме становления математики и философии в Древней Греции

Шиян Т.А. К проблеме становления математики и философии в Древней Греции // Анносн доклада в Логико-философском клубе филос. фак-та НИУ–ВШЭ 20 октября 2011.

По мнению докладчика, основная линия развития мышления (теоретического, логического мышления) в истории "европейской" культуры проходит в поле, образуемом взаимным институциональным переплетением и со-конституированием философии, математики и логики. В докладе планируется разобрать вопросы совместного становления, ко-эволюции философии (как социального института) и математики (как группы философских дисциплин) в Древней Греции в VI-IV вв. до н.э. Ключевую роль в процессе их ко-институциализации, по мнению докладчика, играет логическое мышление, становление которого, со своей стороны, также было тесно взаимосвязано со становлением философии и математики.

В процессе становления философии и математики, по версии докладчика, могут быть выделены следующие этапы:

  1. деятельность Фалеса – начало формирования теоретической установки и дедуктивного подхода к математике (геометрии);
  2. деятельность Пифагора и его последователей – завершение формирования теоретической установки и теоретического подхода к занятиям геометрией; институциональное оформление философии и формирование четырех "научных" дисциплин в ее рамках (будущие "математика" / "квадривиум"); возможно, начало осознания философии как особого рода жизни и занятий;
  3. деятельность Платона и его круга – завершение осознания философии как особого рода жизни и занятий и "математики" как особой группы философских дисциплин; появление (в результате аристотелевской рефлексии аргументативной практики Академии) логики как науки.

В заключение доклада будут затронуты некоторые аспекты дальнейших взаимовлияний философии, математики и логики.


© Шиян Т.А., 2011.