(сцена из современной жизни)
Пролог к недописанной поэме в прозе
"Идущие в никуда"
Тени раздувались огромней, а дымка тумана зазмеилась
вверх, сгущаясь и заполняя собою пространство. Его товарищи поспешили в долину
- опасно такое время в горах. Лишь одинокий путник, поднявшись на перевал, смотрел
сквозь открывшийся взору хрустальный простор. Он вглядывался в эту прозрачную
непомерную даль, пока красный закат окончательно не растворился в белом клубящемся
молоке. Путник поежился. Надо спускаться. Одиноко и опасно это время
в горах.
Ночь окутала землю; на дол, плоскогорья и покатые склоны холмов улегся густой
туман; он окутал волглый лог и сухие степи юго-востока, болотистые лесины и
раскаленный песок пустынь, просочился в каменные лона пещер и смешался с копотью
живых городов, скрыл древние руины и храмы забытых богов, лишь пики высочайших
гор виднелись еще над бурунами облаков и тумана, да далекие звезды сияли своим
ясным холодным светом всем видящим их.
Осень укутала мир, поглотив его тишиною: только с мокрых деревьев падали жухлые
листья; их шуршание вплеталось в ритм дождя, создавая неповторимые мелодии уличных
симфоний, да супротив ветра шло два социальных человека. Один прямо,
не обращая внимания на распахнувшуюся одежду; другой согнувшись и кутаясь
от уже бившего в лицо снега.
Пришла зима с ее оттепелью и морозами; белая пелена скрыла неровности ландшафта,
припорошила ямы и намела минутных гигантов; заморозило источники, сковало воду
причудливым узором, а болотную хлябь сделало надежной опорой для путников и
строителей.
Но время и атмосферная грязь брали свое: услышались позабытые песни, снег почернел,
а древние церкви скрыли под свежей побелкой красные кирпичи своих стен.
Мутное солнце падало на замороженную зимними вьюгами почву. Было начало весны.
В лесу снег лежал еще нетронутым белым покровом, но в городе, под ногами многочисленных
прохожих он превратился в жидкое месиво, грязной жижей заливавшее улицы, тротуары
и переходы. В одном из таких переходов в центре Москвы, в мутной воде плавал
свежий, никем не запятнанный плакат с чертами знакомого лица. Лицо, привычно
смотревшее со стен и экранов, лежало теперь в грязной луже и непонимающе взирало
на прохожих.
А они шли,
их
было много,
все
они куда-то спешили.
Люди шли встречными потоками, давя и расталкивая друг друга. Только там, где
погряз еще сияющий лик, толпа расступалась, огибала портрет и снова смыкалась
плотной стеною. Никто из идущих не нагнулся поднять упавшего, но и никто не
решился втоптать в грязь лежащего на пути.
А люди шли неиссякаемою волною, и казалось, нет им конца и края.
Наконец Солнце дотянулось до горизонта и скрылось. Улицы опустели. Городские
жители улеглись по своим квартирам. Лишь редкий прохожий нарушал тишину торопливым
шагом.
Ночь опустилась на город, принеся с собой ветер. Он стучался в окна, шелестел
объявлениями и трепал бумажных тигров на щитах и заборах. Земля сделала виток,
и, повинуясь судьбе, Солнце появилось над горизонтом. Начиналось утро нового
дня.
Был праздник и народ вышел на улицы. Люди шли, ломая намерзшую за ночь корочку
льда и разгоняя застоявшуюся воду.
А с нею
уносились
в никуда
и
обрывки
грязной
бумаги.
© Тарас А. Шиян, 1992 |