Буддистский хурул в Калмыкии
У красных монахов
Пред ликом Сидящего Будды
Долго стою босиком1998
* * *
Читая стихи
Вспоминаю тебя
Будда Майтрея25.05.2006
* * *
П. К.
Бодхисатва Майтрея,
Предстоятель Филипп
И неистовый Вагнер
Мирно бок о бок стоят
На компьютерной полке29.01.2009
Веселый голландец. Плавучий дом на одном из каналов в Амстердаме
На корме
Голландского домика
Роджер Весёлый...
Реет над креслами
И статуей Будды10.04.2010
Гуляя между развалин по Палатинскому холму в Риме, я некоторое время наблюдал, как по кирпичной кладке и оранжево-рыжим разводам лишайника во множестве бегают маленькие красные паучки… Отойдя в сторону и облокотившись о парапет, я написал несколько танок, а чуть позже обнаружил на блокноте маленькое красное пятнышко, оставленное случайно раздавленным паучком. Я вспомнил новеллу Рюноскэ Акутагавы, написанную по мотивам одной из буддистских легенд…
Однажды Будда сидел на берегу пруда и сквозь его глубокие воды озирал миры. Случайно взгляд его упал на какого-то грешника, корчившегося в одной из областей ада. Будда вспомнил, что этот разбойник, душегуб и кровожадный убийца, однажды в своей последней жизни пожалел маленького паучка, перебиравшегося перед ним через тропинку. Будда проникся состраданием к этому человеку и решил дать ему шанс, спустив тоненькую паутинку, чтобы бывший разбойник смог выбраться из ада. Человек, конечно же ухватился за паутинку и полез вверх. Добравшись до середины, он взглянул вниз, увидел, как множество других грешников устремилось за ним по паутинке, и злобно крикнул: Слезьте, а не то оборвете! Это только для меня! - При этих словах паутинка, прежде крепко державшая грешника, оборвалась, и он полетел вниз, обратно в ад…Душегубу,
Кто лишь однажды
Пожалел паучка,
Будда шанс даровал…
На блокноте -
Красное пятнышко…
Случайно тебя раздавил я,
Милосердия нить!..15 апреля 2010
На лестнице, ведущей вниз с Палатина на Форум, устроен грот с сочащейся водой и водоёмом, весь заросший мхом, папоротником и вьюнами. Среди этой зелени - несколько побегов белой лилии раскрыли три больших цветка
Мох над прозрачной водой
И потоки листвы…
Кому же из будд
Земля принесла в подношение
Три белых цветка?..15 апреля 2010
* * *
На Востоке
С появленьем буддизма
Ботхисатвами сделались боги…Обездолены
Покровители Запада
За тенями святых…Слушать пение птиц
Это всё, что осталось
Бывшим богам16.05.2010
К Сайгё
Монах, отрицающий мир
Как когда-то тебя изумили
Белых цветов лепестки...Сегодня по саду бродил
Наблюдая цветение яблонь
Вправду, не вечна веснаМай 1998
Наблюдение в соборе святого Вита в Праге
Группа буддийских монахов
В храме святого Вита
Делает фотки21 июня 2009
Первое утро в Бохуме. Из еды – только чай, несколько черствых кусочков позавчерашнего хлеба, да оставшиеся после дорожных кафе несколько порционных упаковочек сахара и сливок. Я вспомнил, как более десяти лет назад, путешествуя по Калмыкии, мне довелось ночевать в монастыре при буддийском храме. Наутро мне предложили такую же нехитрую трапезу: жидкий чай с молоком и кусок белого хлеба
Чай с молоком
Да черствого хлеба кусок
Завтрак мой весь
Словно буддийский монах
В скифских далеких степях6.10.2009
Западный Кавказ. Подъём к перевалу
Сизифов труд
Тяжелого подъема
Как карму отработаешь иначе
Путь в Небеса
Лежит по склонам горКонец 1996 или начало 1997. После написания танки узнал, что в синтоизме горы часто рассматривались как место жительства некоторых божеств и, одновременно, как сами эти божества, а подъём на гору, соответственно, приобретал религиозный акт служения божеству данной горы. Это остаётся верным и для синкретической синтобуддистской культуры средневековой Японии. Этот дополнительный смысл вполне соответствует идее данного стихотворения.
На тротуаре улицы Императорских форумов в Риме кто-то цветными мелками нарисовал копию картины Караваджо "Концерт" (1595 г.)
Итальянский буддизм
Ранголи имеет свои…
Мелом
Полотно Караваджо
Под ногами туристов15.04.2010
* * *
В этом мире стремительном вечности нет,
От приятельских встреч растворяется след;
Лишь иллюзии в Мире, увы, долговечны
Всё живем предрассудками дедовских лет.24.03.2010
* * *
Мы иллюзию Мира познали давно,
Но всё так же, как Ной, попиваем вино;
Может, жизнь на земле, словно сон, иллюзорна
Что нам снится, однако, не всё нам равно.24.03.2010
Владение, обладание некоторой вещью связано с осознанием ответственности за неё и в связи с ней. Обладание или пользование некоторыми вещами (мы испытывает потребность в них) непосредственно является нашей жизнью. Но обладание чем-то нетребуемым (т.е. лишним, ненужным) создаёт дополнительную нагрузку на наше внимание и наши усилия, заставляя заботиться о том, что связано с этой вещью, и, таким образом, отвлекая от самой нашей (собственно-нашей) жизни. Думаю, что именно в этом суть не-владения, практиковавшегося и практикуемого во многих религиозно-философских школах
Не дари мне бонсая
Не надо лишних вещей
О, тяжелая ноша
Быть в ответе
За то, что имеешь25.05.2006
Согласно буддистской легенде, жил в общине слепой монах Чаккхупала. Как-то раз, во время своих прогулок, он растоптал мириады насекомых, но Будда не нашел в его поступке мысли об убийстве и оставил Чаккхупалу в общине.Размышление в биологической секции музея
Так много загубленных жизней
увидел в музее!
Но ведал ли сборщик коллекций
мысль об убийстве?
Иль словно слепой Чаккхупáла
остался безвинен?1.06.2009, Прага
Случайно придавил божью коровку, приняв её за сухую скорлупку… У меня не было намерения её убивать (т.е. не было мысли_об_убийстве как намерения), но осознав совершённое, я тем самым создал мысль_об_убийстве как личную ответственность за совершенное (ответственность за намерение и ответственность за совершённое - не одно и то же). Поскольку мысли_о_совершенном не предшествовало мысли-намерения, то первая мысль не является последствием второй. Таким образом, можно предполагать, что совершение некоторого неумышленного действия является последствием каких-то предыдущих действий, но не непосредственным следствием в обычном смысле, а последствием того типа, который называется кармой. Но понимание ненамеренности совершённого действия не отменяет самого факта совершения и созданных им новых последствий
Божью коровку
Приняв за скорлупку
Случайно сдавил…Мысль об убийстве
Как карму свою принимаю…
А проку-то что!?..7.04.2010, Бохум