В отличие от православных, пространство католических храмов обычно уставлено скамьями. В готических храмах это центральный неф. В Париже, даже в самых посещаемых туристических храмах, днем перекрывается доступ только к части скамей, обычно, - к расположенным в передней части собора, перед алтарем. Скамьи же в задней части - вполне открыты для посетителей, любой может сесть помолиться или же просто отдохнуть (соблюдая, разумеется, необходимые приличия). Я активно пользовался этой возможностью, чтобы отгородиться от окружающей туристической толпы, прийти в соответствующее душевное состояние и не спеша осмотреть храм, почувствовать его атмосферу, как-то вжиться в него.
Рассчитывал я на такую же технику и направляясь в кафедральный собор Святого Вита в Пражском граде. Выстояв длинную очередь при входе и войдя в храм, я был неприятно удивлен, увидев все скамьи огороженными.
В храме
Вита Святого
Негде присесть
Видно, здесь право молиться
У избранных только
Только возвратясь в храм вечером, я увидел, как сняли оцепление с части сидений и стали настойчиво, почти насильственно выгонять всех, замеченных ранее в туризме. Мне стоило некоторых усилий остаться на начало мессы.
О существовании собора Святого Вита в Праге я знал еще с детства, видел его на картинках и фотографиях, годами мечтал увидеть вживую. Но во время первого посещения собора у меня возникло некоторое двойственное ощущение, постепенно перераставшее в разочарование, вызванное ожиданиями и невольным сравнением с готическими соборами Парижа, виденными мной на пару недель ранее.
Посетил
В Пражском граде
Кафедральный собор
Но какой-то подвох ощущаю
После парижских церквей
Выйдя из храма, я сел на скамеечку на площади перед южным порталом и стал читать историческое описание. Оказывается, что работы по изменению внешнего вида собора продолжались вплоть до конца 20-х годов XX века. В частности, все имеющиеся витражи носят уже поздний характер. Возможно, что и это неосознанно чувствовалось мной, вызывая ощущение "чего-то не того", какой-то подделки.
Разочарованный, я ушел из собора и долго бродил по Пражскому граду. Разочарование нарастало и, уже вознамерившись совсем покинуть крепость, я решил снова ненадолго заглянуть в собор.
Побродивши по храму
Ушел
Но вернулся зачем-то
И храм заиграл в новом свете
Уходящего дня
В соборе находится орган, выполненный в стиле рококо. Насколько я понимаю, это достаточная редкость для органов.
Плещется
В вечерних лучах
Орган рококо
Светом желает напиться
К мессе вечерней
Акустика в соборе довольно плохая и во время служб используются усилители. Поэтому музыкальные достоинства органа я не возьмусь оценить, хотя наиболее низкие басы, как мне показалось, существенно деформировались (возможно, динамиками). В целом, звучало, наверное, не хуже, чем в известных мне концертных залах, но ничего похожего на переживания в Соборе Saint-Eustache в Париже у меня не возникло.
Роза собора Святого Вита является одной их самых поздних частей всего комплекса и выполнена в 1921-м году. В дневное время она ничем меня не привлекла. Впрочем, я вообще отношусь достаточно равнодушно к готическим розам. Но в вечернее время, когда в храме постепенно начал сгущаться сумрак, а солнце сдвинулось к западному фасаду и засветило в торцевые окна, храм стал преображаться.
Роза
В свете вечернем
Будто пылает
Хочет напомнить она
Что Солнце - воскреснет
Когда камень колонн
постепенно окутает сумрак
Все сильнее горят небеса
из цветного стекла
И материя камня
как будто становится тоньше
Оставляя один
неземной пламенеющий свет
24-25 апреля 2009,
Прага