В Глиптотеке города Мюнхена

(3 сентября 2009)

 

Среди знаменитых музейных коллекций города Мюнхена имеется достаточно большое собрание античной скульптуры, именуемое Глиптотекой.


 

Помнишь, в греческом доме…

Надгробие «ΜΝΗΣΑΡΕΤΗ ΣΩΚΡΑΤΟΣ» с афинского некрополя, ок. 380 г. до н.э.

Мнесарета
Дочерь Сократа
Это ли ты?
Тот ли великий отец
Тебя породил?!

Статуя Сфинксы с крыши эгинского храма VI-V вв. до н.э., выставленная на колонне в музейном кафе

Сфинкса
С загнутым хвостом
Из эгинского храма
Не скучаешь в Германии ты
По далекой Элладе?

* * *

Сфинкса
Загнула свой хвост
Знаком восьмерки арабской...
Бесконечности тайну, возможно
Хочет твой хвост передать?


Спящий сатир, или Фавн Барберини, ок. 220 г. до н.э.

Голый сатир
В позе развязной
Дремлет бесстыдно…
Зрителей хочет пленить
Совершенством пропорций

Менандр – афинский комедиограф, представитель так называемой новой аттической комедии. Целиком сохранилось только одно его произведение – Мизантроп. Оказал огромное влияние на латинскую традицию: большинство римских комедий II-I вв. до н.э. (Теренций, Плавт и др.) являются переложениями сюжетов Менандра

Комедиограф Менандр
С гримасой брюзги
Взирает из камня…
Случайно ль единственный текст
То же название носит?


 

Латинские рефлексы

Голова пожилого мужчины №6 в зале римских портретов. Осматривая эту, более всего понравившуюся мне портретную скульптуру, заметил на ней и на ее постаменте обильную паутину

На бюсте
Пожилого мужчины
Паучок паутину соткал…
Знать, и он, подбирая жильё
Не чурался искусства

Композиция №2 в последнем зале: пьяная старуха в обнимку с кувшином вина, II в. до н.э.

Старуха
С кувшином вина
Смотрит на небо…

Что же видит
Дух твой хмельной
Здесь, на чужбине?..

Мальчик с гусём, III в. до н.э.

Мальчик
Обнявши гуся
Валит на землю…
Хватит ли сил, богатырь
Справиться с птицей?!

Голова пьяного Фавна, ок 100 г. до н.э.

Фавн
В улыбке порочной
Рот искривил…
Но мрамор хранит совершенство
В застывших чертах


Стихи:
3 сентября 2009,
Мюнхен;

редактура и обрамляющий текст:
6 декабря 2009,
3 марта 2010,
Москва.


© Тарас А. Шиян, 2009.