Славянские параллели

(второе гуситское брождение)

(12 мая 2009)

 

Ночью выглянул в окно. Снова идет дождь.

Не первую ночь
Распоясавшись
Шлепает под окном
Своими бездомными лапками
Дождь

Но утром было сухо и солнечно, а потому решил осмотреть часть Праги между Карловойым намъестьем и Вышеградом.

 

Бдение второе. В Эмаузском монастыре

В 1347-м году по распоряжению Карла IV в Новом месте был основан бенедиктинский монастырь (по-чешски – кластер) для проведения служб на церковно-славянском. Отсюда пошло название монастырь "на Слованех". Другое современное название "Эмаузский монастырь". Монастырь становится также центром славянского образования. Некоторые авторы указывают среди обучавшихся при монастыре и Яна Гуса.
Конечно же, монастырь оказывается в центре гуситского движения. До 1589 года в нем располагалась Гуситская Утраквистская консистория.

[До 1546 г. здесь хранилась глаголическая часть т. н. "Реймского евангелия", на котором приносили присягу французские короли во время коронации. С этим же евангелием связан и один анекдот о Великом посольстве Петра Первого. Текст дорабатывается.]

Монастырь подвергся серьезным разрушениям во время толи английских, толи американских бомбардировок в 1945-м. Особенно храм Девы Марии, освященный впервые в 1372-м. Тем не менее, на стенах и потолке галереи, окружающей внутренний двор аббатства, сохранились фрески 1360-го года.

Сейчас монастырь вновь отдан бенедектинцам.

Я долго бродил вокруг монастыря, пытаясь найти вход среди следов разрухи, ремонта, непонятных табличек и припаркованных машин. Купив входной билет, я смог попасть внутрь только после того, как кассир нажала кнопку у себя на пульте и электронный замок открылся на несколько десятков секунд.

В Эмаузском клостере
На фрески смотрю
Размышляя
Ты, действительно, очень закрыт
Монастырь на Славенах

Готико-голливудская фантазия. В галерее внутреннего двора в большой кадушке растет агава. Вместе с кадушкой она значительно выше меня, а в стороны идут мясистые, извивающиеся, словно щупальца, листья. Ее вид и мое готическое настроение невольно напомнили мне голливудский фильм про магазинчик ужасов.

Агава
В бенедиктинском аббатстве
Раскинула листья...
Как будто бы в свете Луны
Здесь ловит монахов

От Эмаузского монастыря направился вниз, к подножию новоместского холма, где за железной дорогой местность снова поднималась. На одной из улочек наткнулся на здание современной Гуситской церкви. К сожалению для этой истории, закрытое. Здесь во дворах уже начинался крутой подъем к Вышеграду – древнему политическому центру Праги.


 

Бдение третье. На Вышеграде

В Вышеграде, по преданию, жила чешская предводительница Либуше, взявшая себе в мужья крестьянина Пршемысла. Здесь же находилась и резиденция первых князей из рода Пршемысловичей, в последствие перебравшихся в Пражский град. В XIV веке, по приказу Карла IV, крепостные укрепления и княжеский дворец были обновлены. Он же, как говорят, установил правила коронационного шествия от Вышеграда по королевской дороге в Пражский град.
Во время гуситских войн пражские гуситы захватили Вышеград и почти полностью разрушили. Единственная сохранившаяся от догуситских времен постройка – разграбленная ими романская ротонда XI века. Несмотря на некоторые последующие попытки обосноваться, устойчивого поселения здесь так и не возникло. Существующие сегодня вышеградские укрепления возникли уже после тридцатилетней войны, когда на холме была создана военная крепость.

Смотрел со стены Вышеграда на Новое место: вон – спирально завивающиеся остроконечные стелы Эмаузского костела, рядом – церковь Св. Яна Непомуцкого на скале, внизу, у подножия холма – храм Девы Марии. В этот момент звонница вышеградского собора Св. Петра и Павла стала бить четыре часа по полудни и словно в ответ донеслись звоны с Нового места.

Вышеград
Верхняя крепость...
Внимаю
С горних её бастионов
Перезвону окрестных церквей


Проходя через Вышеградское кладбище, где похоронены Карл Чапек, Антонин Дворжак и многие другие известные деятели чешской культуры, услышал пение птиц, которые до этого, казалось, молчали.

Кажется
Будто птицы
Проснулись, услышавпризыв
Звонница Вышегада
Скликает в вечерней молитве


Современный собор Петра и Павла выполнен во второй половине XIX века в псевдоготическом стиле. Хотя пишут, что под алтарной частью нетронутым сохранился склеп, где до сих пор лежат первые чешские Пршемысловичи.

Фрески собора Петра и Павла выполнены в модернистской, псевдославянской манере, очень похожей на многие картины братьев Васнецовых. В первую очередь, конечно же, вспомнились сказочно-былинные образы В.М. Васнецова и его же эскизы росписей Владимирского собора в Киеве.

В соборе
Петра и Павла
На фрески смотрю
Как будто бы сам Васнецов
Расписывал стены


 

12-14 мая 2009,
Прага


© Тарас А. Шиян, 2009.