Цитата по: Уайтхед А.Н., Математика как элемент интеллектуальной истории // Избранные работы по философии. М., 1990. С. 86-87 . |
<...>
Между эпохами Пифагора и
Платона, с одной стороны, и эпохой современной начиная с XVII в. — с другой,
простирается почти два тысячелетия. Этот длинный интервал ознаменован выдающимися
успехами математики. Геометрия постигла изучение конических сечений и тригонометрию;
метод исчерпывания почти предвосхитил интегральное исчисление, и, кроме
того, азиатская мысль привнесла в математику арабские арифметические обозначения
и алгебру. Но прогресс двигался по технической линии. Математика в качестве
конститутивного элемента в развитии философии не могла в течение этого
периода вернуть себе место, отобранное Аристотелем. Некоторые древние идеи,
восходящие к пифагоро-платоновской эпохе, продолжали влачить свое существование
и могут быть прослежены по тем платонистским влияниям, которым обязан первый
период развития христианской теологии. Но философия не получала живого
воодушевления от постоянного продвижения математической науки. В XVII в.
влияние Аристотеля стало минимальным, и к математике вернулось сознание
важности своих первых шагов. То был век великих физиков и великих философов;
а физики и философы уподобились математикам. Исключение составлял Джон
Локк; да и на того сильно повлиял ньютоновский кружок Королевского общества.
В эпоху Галилея, Декарта, Спинозы, Ньютона и Лейбница математика была звездой
первой величины по своему влиянию на формирование философских идей. Но
математика, которая теперь обрела свою силу, очень сильно отличалась от
математики древних эпох. Она выиграла в общности и начала свою почти невероятную
нынешнюю карьеру, все увеличивая и увеличивая утонченность обобщений и
находя — всякий раз усложняясь — некоторые новые применения, будь то к
физике или к философии. Арабское обозначение обеспечило науку почти совершенным
по эффективности средством манипулирования числами. Это освобождение от
борьбы вокруг арифметических частностей (примеры того смотри, например,
в египетской арифметике 1600 г. до н. э.) обеспечило возможность развития,
которое уже до некоторой степени предвосхитила греческая математика эллинизма.
Теперь на сцену вышла алгебра, а алгебра является обобщением арифметики.
Подобно тому как понятие числа является абстракцией относительно всякой
отдельной совокупности предметов, алгебра представляет собой абстракцию
относительно понятия всякого отдельного числа. Точно так же как число 5
безразличным образом относится ко всякой группе из пяти предметов, используемые
в алгебре буквы используются в отношении всякого числа при условии, что
каждая буква предназначена для обозначения того же самого числа в данном
контексте его использования.
Такое применение впервые
было опробовано в уравнениях, которые представляют собой способы формулировки
сложных арифметических вопросов. В этом контексте буквы, которые обозначали
числа, получили наименование “неизвестные”. Но применительно к уравнениям
вскоре родилась новая идея, а именно представление о функции с одним и
более общими символами, которые являются буквами, обозначающими всякое
число. Такое использование алгебраических букв дало им название аргументов
функции, а иногда их называли переменными. Затем, например, если угол обозначен
алгебраическим символом, выражающим его числовое измерение в соответствии
с данными единицами измерения, тригонометрия включается в новую алгебру.
Алгебра тем самым превращается в общую науку анализа, которая рассматривает
свойства различных функции с неопределенными аргументами. И наконец, частные
функции, такие, как тригонометрические, логарифмические и алгебраические,
обобщаются до представления о “всякой функции”. Слишком широкое обобщение
ведет в пустоту. Здесь мы имеем дело с широким обобщением, но ограниченным
одной счастливой частностью, которая представлена плодотворной идеей. Например,
идея всякой непрерывной функции, накладывающая ограничения на непрерывность,
является такой плодотворной идеей, ведущей к важным приложениям.
<...>