Цитата по: Щедровицкий Г.П., "Я всегда был идеалистом...", М. 2001. С. 43-49. |
<...>
Петр Алексеевич Шеварев
принадлежал к первому поколению учеников Георгия Ивановича Челпанова. После
окончания провинциальной гимназии, очень известной качеством своего обучения,
он поступил на историко-филологический факультет Московского университета,
на классическое отделение, и где-то курсе на третьем пришел к Челпанову
и попросил разрешения войти в его семинар.
- Когда я обратился с этой
просьбой к профессору, - рассказывал Шеварев, - он секундочку подумал,
потом сказал: “Ну что же”, - и тотчас спросил меня, какой язык я изучал
в гимназии. Я ему ответил, что французский и немецкий. Он сказал: “Прекрасно”,
- и дальше завел разговор о том, что меня интересует, чем я хочу заниматься,
как я себе мыслю профессию, специальность, или призвание (как, наверное,
тогда говорили), психолога. И, когда беседа закончилась, предупредил, что
условием вступления в семинар является реферативный или какой-то другой
доклад, и добавил, что лучше всего сделать доклад по Титченеру. Затем подошел
к своему книжному шкафу, вынул оттуда какую-то книжку, вручил ее мне -
а дело было в апреле - и сказал: “В сентябре Вы будете делать доклад. Милости
просим”. Попрощался со мной, и я вышел. Вышел, там же на лестничной клетке
развернул книгу и увидел, что книга на английском языке. “Тьфу, - подумал
я, - вот тебе на, до чего дырявая память у профессора!”, - и уже было повернулся
назад к двери, но тут задумался. Мне показалось удивительно стыдным прийти
и сказать, что я не знаю английского языка и что он ошибся. Я постоял несколько
минут, потом повернулся и пошел домой. И пока я шел, я уже начал понимать,
что у меня только два выхода: либо забыть про свои мечты заниматься психологией,
либо выучить английский язык, читая и переводя Титченера. Петр Алексеевич
выучил английский и с успехом сделал свой доклад в сентябре. Потом, как
он рассказывал, когда они стали большими приятелями с Георгием Ивановичем,
уже через много лет, он его спросил:
- Георгий Иванович, а когда
Вы мне Титченера дали. Вы что запамятовали, что я английского не знал,
или специально?
- Конечно, специально, -
ответил Челпанов. - Я, во-первых, хотел Вас проверить, а, во-вторых, хотел,
чтобы Вы выучили английский язык.
Петр Алексеевич Шеварев
очень любил и уважал Челпанова. Он считал, что Челпанов обладал удивительным
даром говорить просто на самые сложные темы. Он мне рассказывал, как читались
публичные лекции в Физиологической, как она тогда называлась, лаборатории,
т.е. в нынешнем Институте психологии, где Вы сейчас работаете, Коля. В
то время, когда она была создана (1912), в ней было всего два штатных работника:
электротехник и плотник, которые одновременно выполняли и функции гардеробщиков
в дни публичных лекций. Тогда открывалась парадная, основная дверь для
прохода в большую психологическую аудиторию, и гардеробщики вставали на
свои места, а в обычные дни эта дверь была закрыта, а вход был через маленькую
дверь, находящуюся в торце Психологического института, - сейчас ее открывают,
когда чинят основной проход.
Главным в работе этой лаборатории,
или Института, были: во-первых, семинар, который вел Челпанов и который
собирался раз в две недели по хорошей вундтовской традиции, во-вторых,
библиотека, которая работала без библиотекаря и в которую все время поступали
новые зарубежные издания, и, в-третьих, экспериментальные комнаты, которыми
психологи, участники семинара, могли пользоваться по своему усмотрению.
После того как человек делал доклад и входил в семинар, Георгий Иванович
Челпанов вручал ему (ей) ключ от двери как символ того, что он (она) становится
полноправным психологом. И теперь новичок мог приходить в любое время дня
и ночи и работать там, пользоваться библиотекой. Был только один закон:
брать книги домой нельзя. И, как рассказывал Петр Алексеевич, за все время
дореволюционного существования Института там не пропало ни одной книги.
В дни публичных лекций Челпанов
приходил в большую аудиторию, где собирались представители интеллигенции
Москвы, и рассказывал им об успехах психологии. Он был не только прекрасный
лектор, но и фокусник. Например, когда он рассказывал о зоопсихологии,
то приходил на лекцию, как тогда было принято, в черном сюртуке или фраке
(я не очень хорошо их различаю) и, скажем, первые 20-30 минут свободно
ходил перед досками, которые тогда вращались (я, кстати, застал их еще
вращающимися), и вдруг неожиданно, раскрыв свой пиджак, выпускал на большой
стол, скажем, четырех или трех белых свинок. Оказывается, он их носил под
мышкой первую часть лекции, и они у него там тихонечко сидели. Он демонстрировал
какие-то опыты с этими свинками, а потом, когда все заканчивалось, подходил
к ним, приоткрывал свой сюртук, и они исчезали там у него под сюртуком.
И все это происходило на
глазах у изумленной публики. Пока он читал оставшуюся часть лекции, слушатели
размышляли, где и как они все умещались.
В семинаре у него работали
очень интересные люди. Постоянными участниками семинара в течение нескольких
лет были, например, Пастернак и целый ряд людей, снискавших себе известность
потом на различных поприщах. Как Вы понимаете, тогда психологического образования
не существовало. Это были в основном студенты историко-филологического
факультета, разных его отделений, и точно так же, как Ланге в Новороссийском
университете, Челпанов постепенно подбирал контингент людей и создавал
русскую психологическую школу, русскую психологическую экспериментальную
школу.
Здесь требуется одна, очень
существенная оговорка. Дело в том, что наряду с Челпановым работал Лопатин
и существовала метафизическая психология в школе Лопатина, и эту линию
- я о ней практически ничего не знаю - надо восстанавливать особо, устанавливать,
кто и как там работал. Но такие люди, как, скажем, Анатолий Александрович
Смирнов, Николай Федорович Добрынин, Петр Алексеевич Шеварев, Михаил Васильевич
Соколов и многие, многие другие - это студенты историко-филологического
или медицинского факультетов, которые были собраны Челпановым и составили
костяк русских экспериментальных психологов. Сам Челпанов, как Вы знаете,
учился у Вундта, и Институт психологии есть копия вундтовского лейпцигского
института: когда благодаря купцу Щукину и другим жертвователям были собраны
деньги для открытия института, он попросил скопировать лейпцигский институт
и сделать там все - вплоть до дверных ручек и замков - так, как было у
Вундта. Так оно и есть по сию пору.
Челпанов был человеком науки
и не очень здорово разбирался в политике и в том, что произошло в России
в 1917 году. Поэтому, когда Константин Николаевич Корнилов - человек, которого
он внутренне достаточно уважал, - начал борьбу за материализм и марксизм
в психологии и обвинил Челпанова в том, что он идеалист, то Челпанов, как
маленький ребенок, сказал: “Ой, как здорово! Теперь у нас, в нашей русской,
советской психологии будет два больших направления: материалистическое,
которое будете возглавлять Вы, и идеалистическое, в котором буду работать
я, и мы будем, обогащая друг друга, двигаться вперед. Это же новый, очень
важный шаг в развитии нашей российской психологии”.
Челпанов совершенно не понимал,
какого рода организационные выводы за этим последуют, и когда ему объяснили,
он очень был растерян, и его, насколько я понимаю, попросили или вынудили
его ученики выступить со статьей, что он совсем не идеалист. Это было в
1923 году.
Борьба за материализм в
психологии шла с большим успехом, и хотя Корнилов оставил Челпанова в Институте,
его лишили права преподавать в университете и отстранили от руководства
Институтом (он тогда назывался “Психологический институт” или как-то вроде
этого). И тогда в знак протеста целый ряд его учеников, и в частности Николай
Федорович Добрынин, Анатолий Александрович Смирнов, Петр Алексеевич Шеварев,
подали в отставку из университета и из Института.
Петр Алексеевич рассказывал
мне такую историю: когда все это обсуждалось в узком кругу учеников и сотрудников
Г.И. Челпанова, прибежал весьма возбужденный студент ** и сказал: “Георгий
Иванович, я тоже подаю из университета”. На это ему Челпанов ответил: “Дорогой
мой, из университета люди подают по убеждениям, а у Вас их нет и, по-видимому,
никогда не будет”. И так как это было сказано в довольно широком кругу
и получило огласку, то с этого момента, насколько я понимаю, тогдашний
студент ** смертельно ненавидел Челпанова. Эта ненависть стала основной
чертой его жизненной позиции.
Я спросил у Петра Алексеевича,
почему, собственно, Георгий Иванович был таким жестким. Он мне ответил,
что Челпанов никогда не был добреньким, он был человеком очень прямым,
всегда предельно определенным и никогда не пытался создавать у людей ложных
впечатлений. Он сказал, что Челпанов учил его, что всякий научный тезис
и всякое положение всегда направлены против чего-то. Поэтому первое, что
он привык спрашивать у начинающего ученого: против чего вы? что вы хотите
разрушить? что вы хотите преодолеть? “И я, - сказал Петр Алексеевич Шеварев,
- постоянно это спрашиваю у своих аспирантов. И когда мне отвечают в манере,
которая принята в наши дни, что он-де не против чего-то, что он всегда
только за, я перестаю контактировать и общаться с таким человеком, потому
что я уже знаю, что в науке ему нет места. Поэтому, - продолжал он, - то,
что Георгий Иванович так ответил студенту **, было выражением его очень
четкой, продуманной и определенной нравственной, человеческой позиции”.
Вот так Петр Алексеевич Шеварев это оценивал.
Он мне рассказал также,
что Челпанов до самой своей смерти сохранял дружеские отношения с Корниловым,
фактически изгнавшим его из Института и лишившим его дела всей жизни. И
больше того, они встречались практически каждую неделю и обсуждали состояние
и перспективы развития психологии. И когда Шеварев спрашивал у Челпанова,
почему же он так себя странно ведет, то Челпанов отвечал: “Ведь Корнилов
борется со мной из идейных побуждений, и он борется со мной искренне. Поэтому
то, что он победил в общественном мнении, изгнал меня из Института, не
имеет никакого отношения к его личности, его личным качествам и нашим взаимоотношениям”.
Надо сказать, что Корнилов платил ему той же монетой, и когда Челпанова
стали выгонять на пенсию, то он, по словам Петра Алексеевича, приложил
очень много сил для того, чтобы выхлопотать ему персональную пенсию. Вот
такими были отношения между этими людьми, и такими были их позиции...
Я должен к этому добавить,
что в самом Институте психологии Петра Алексеевича Шеварева всегда считали
добрым, честным и принципиальным человеком; его иногда даже называли за
глаза “воробышком”, подчеркивая тем самым, что он вообще никого никогда
не обидит. Я хочу, чтобы Вы понимали, как звучало и что означало в устах
такого человека то, что он мне рассказывал о жесткости собственной позиции,
о позиции его учителя Челпанова, о судьбах этих ушедших людей.
<...>